Оповещение населения при чс – Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Порядок организации оповещения населения в чрезвычайных ситуациях

Оповещение населения

В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют региональные, местные и локальные (объектовые) системы оповещения населения.

При этом в зависимости от характера и масштаба угрозы населению, применяются различные формы и способы оповещения населения, от самых простых, таких как «подворовый обход», до более современных с использованием системы автодозвона по проводным линиям связи, сети теле — радиовещания, ресурсов операторов сотовой связи, интернет-технологий и так далее.

Кроме того, информирование и оповещение населения осуществляется и на федеральном уровне с привлечением федеральных средств массовой информации, специализированных технических средств информирования и оповещения населения, таких как общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и система защиты от угроз природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте.

В целях обеспечения своевременного и гарантированного доведения до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации Президентом Российской Федерации издан Указ от 13 ноября 2012 г. № 1522, в соответствии с которым при общей координации МЧС России развернуты работы по созданию до 1 января 2014 г. на территориях, подверженных воздействию опасных быстроразвивающихся природных явлений и техногенных процессов, комплексных систем экстренного оповещения населения.

В соответствии с утвержденным планом по реализации Указа проводится комплекс мероприятий:

актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации определены территории, на которых требуется создать комплексные системы экстренного оповещения населения, исходя из возможных и существующих на этих территориях угроз природного и техногенного характера;

локальные системы оповещения приводятся в соответствие с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы их создания;

на территориях, определенных нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проведено проектирование систем экстренного оповещения населения, сопряженных с системами мониторинга и прогнозирования опасных природных явлений и техногенных процессов, а также начаты работы по их созданию;

спланировано проведение обучения, занятий и тренировок по организации эксплуатации комплексных систем экстренного оповещения в составе территориальных подсистем РСЧС с соответствующими должностными лицами, а также обучение населения порядку действий при получении сигналов оповещения и экстренной информации.

Также в рамках реализации Указа и в целях совершенствования РСЧС в целом на заседании правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, которая представляет собой систему взглядов, принципиальных положений и направлений по развитию системы информирования и оповещения населения в рамках РСЧС.

В результате реализации Концепции в составе РСЧС предполагается создать взаимоувязанную комплексную систему информирования и оповещения населения, которая объединит в своем составе систему оповещения населения и систему информирования населения.

Предполагается, что все элементы системы будут сопряжены на базе единого технического решения, основой которой являются региональные автоматизированные системы централизованного оповещения. Реализовать Концепцию планируется  в 3 этапа:

На первом этапе в текущем году выполняются задачи по совершенствованию  нормативной правовой базы с целью обеспечения единого подхода к нормативному регулированию на территории Российской Федерации по вопросам оповещения и информирования населения, создания комплексной системы экстренного оповещения населения. 2 июля 2013 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ  которым внесены изменения в четыре федеральных закона Российской Федерации: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О средствах массовой информации», «О гражданской обороне», «О связи».

На втором этапе в 2014-2015 годах будет продолжена работа по совершенствованию нормативной правовой базы, а также реализован ряд практических мероприятий.

На третьем этапе в 2016-2017 годах планируется завершить создание взаимоувязанной комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации.

Осуществление функций по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по контролю и надзору в области создания комплексной системы информирования и оповещения населения, включающей в себя взаимоувязанные системы информирования, а также оповещения населения, возлагается  на МЧС России и его территориальные органы, которые осуществляют свои функции во взаимодействии с органами государственной власти.

Непосредственная организация выполнения практических работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем оповещения населения, в том числе экстренного оповещения населения, возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, вне зависимости от формы их собственности.

Выполнение работ по созданию, поддержанию в готовности к применению систем информирования населения возлагается на органы государственной власти всех уровней, органы местного самоуправления и организации (объекты).

Реализация данных мероприятий позволит четко разделить задачи по оповещению и информированию населения, обеспечить устойчивое функционирование систем оповещения населения, как в мирное, так и в военное время, повысить качество информационного обеспечения населения о правилах поведения и способах защиты в условиях возможных чрезвычайных ситуаций.

Оцените материал:

Спасибо, Ваше сообщение принято!

www.mchs.gov.ru

1.5. Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях

Общие сведения. Оповещение организуется во всех звеньях управления с целью своевременного приведения в готовность гражданской обороны, предупреждения органов управления и населения о производственных авариях, катастрофах, стихийных бедствиях, радиоактивном, химическом, биологическом заражении и об угрозе нападения противника. Для этого заблаговременно создаётся система оповещения. Она представляет собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств, предназначенных для передачи сигналов и экстремальной информации населению и подразделениям ГО.

Важнейшим требованием к системе оповещения является обеспечение передачи и приема сигналов и распоряжений за минимально короткое время . С целью сокращения сроков передачи осуществляется автоаматизация процессов оповещения. Автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) ГО позволяет доводить сигналы до штабов ГО; циркулярно оповещать должностных лиц ГО по служебным и квартирным телефонам; передавать сигнал «Внимание всем!» с помощью дистанционно управляемых сирен, производственных гудков и других сигнальных средств, а также оповещать население по сетям радио-, теле- и проводного вещания.

Для предупреждения о возникновении опасности разрушения, заражения, затопления, нападения и для принятия незамедлительных мер защиты установлены сигналы оповещения. Сигнал оповещения – это условный сигнал, являющийся командой для осуществления определенных мероприятий штабами, войсковыми частями и невоенизированными формированиями ГО и населением.

Основным способом оповещения населения в чрезвычайной обстановке как мирного, так и военного времени в настоящее время является передача речевой информации с использованием государственных сетей радио-, теле- и проводного вещания.

С целью привлечения внимания населения перед передачей речевой информации включаются сирены, производственные гудки и другие сигнальные средства, что означает передачу предупредительного сигнала «Внимание всем!». Услышав этот предупредительный сигнал, каждый должен включить радиотрансляционный громкоговоритель, радио- или телевизионный приемник, чтобы прослушать экстренное сообщение, которое последует немедленно после включения системы оповещения ГО.

Ответственность за организацию оповещения возложена на штабы ГО.

Доведение информации об угрозе заражения, затопления и т. п. до населения, находящегося на потенциально опасных объектах и в непосредственной близости от них, а также в транспортных средствах (поездах, самолетах и др.), возложена на начальников ГО соответствующих объектов и транспортных органов, но возможно оповещение населения также штабами ГО.

Тексты сообщений населению в чрезвычайных ситуациях разрабатываются на местах должны максимально учитывать все варианты возможной обстановки.

Для обеспечения оповещения населения об угрозе стихийных бедствий, опасности радиоактивного или химического заражения может быть использована существующая сеть проводного вещания, включая около 400 радиотрансляционных узлов (РТУ), из которых 120 с круглосуточным дежурством персонала. К этим РТУ подключено около 4,5 млн. квартирных (почти 100% потребности) и более 2700 уличных громкоговорителей.

Опыт показывает, что в дневное время информация может быть поведена до сведения населения за 5 мин, в ночное (с 24.00 до 6.00) – за 10-15 мин. (нужно дополнительное время на включение и прогрев аппаратуры).

Кроме того, для информирования населения о действиях в чрезвычайной обстановке можно использовать телевещание. Поэтому в период с 8.30 до 23.30 через республиканскую студию возможна немедленная передача доставленного текста для населения всей республики, а через областные студии – для населения соответствующих областей. В остальное время необходимо дополнительное время для включения аппаратуры и для вызова или доставки дикторов.

Чтобы своевременно получить сигнал и информацию, надо на каждом предприятии, в учреждении, учебном заведении, колхозе, совхозе, а также в каждом доме громкоговорители держать постоянно включенными в сеть радиотрансляции, радиоприёмники – настроенными на местную вещательную станцию, а телевизоры — на основную программу своего телецентра. Даже переносные транзисторные приемники должны быть постоянно настроены на приём.

Кроме того, для оповещения населения могут использоваться посты ГАИ, в том числе на машинах, посыльные с громкоговорителями система светофоров и ограждающих знаков.

Все это даст населению возможность в любое время дня и ночи и во всех уголках страны принять распоряжение органов власти.

Наиболее высокие требования к оперативности оповещения предъявляются при аварии на химически опасных объектах, что обусловлено малым временем движения облака ядовитых веществ до жилой зоны. В целях обеспечения оперативного оповещения диспетчеров должна быть организована прямая телефонная связь с дежурными районных (городских) РТУ, которые в случае аварии должны передавать заранее подготовленный текст по радиотрансляционной сети.

В последнее время получают широкое применение локальных системы выявления заражения и системы оповещения населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного, биологического и химического заражения. При этом задачи выявления факта заражения должны решаться с помощью датчиков, которые обеспечивают автоматическое включение средств оповещения об аварии. Например, на АЭС это происходит в случае аварии или превышения допустимой мощности дозы γ-излучения (0,02 мР/ч).

Схема оповещения и доведения информации о чрезвычайных ситуациях в республике, учитывающая изложенное выше, приведена на рис. 4.

В настоящее время активная работа по совершенствованию системы оповещения населения в экстремальных ситуациях, особенно внедрение локальных систем оповещения, проводится исполкомами и штабами ГО. Принимаются практические меры по сопряжению локальных систем оповещения с территориальными системами и датчиками, фиксирующими факт аварии, а в районах, находящихся в 30-километровых зонах Игналинской и Чернобыльской АЭС, – с системами оповещения от этих станции.

Порядок оповещения населения и доведения до него информации об экстремальной ситуации и в мирное и в военное время зависит от конкретной сложившейся или ожидаемой обстановки, в первую очередь от степени ее опасности.

studfiles.net

5.3 Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях

Основным способом оповещения и информирования населения при чрезвычайных ситуациях является передача речевых сообщений по сетям вещания.

Задействование радиотрансляционных сетей, радиовещатель­ных и телевизионных станций независимо от форм собственности с перерывом вещательной программы осуществляется оператив­ной дежурной службой органа, осуществляющего управление гра­жданской обороной на территории субъекта Российской Федера­ции, с разрешения соответствующего начальника гражданской обороны (лица его замещающего) только для оповещения и ин­формирования населения в речевой форме.

В настоящее время звук сирены или прерывистые гудки пред­приятий означают сигнал оповещения «Внимание всем!».

Услышав звуки сирен, надо немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и слушать сообщение местных органов власти или штаба по делам граждан­ской обороны и чрезвычайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бедствий или аварий все эти средства необходимо держать постоянно вклю­ченными. Местные радиотрансляционные узлы населенных пунк­тов и объектов народного хозяйства переводятся на круглосуточ­ную работу.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные органы власти совместно со штабами по делам ГОЧС заготавливают вари­анты текстовых сообщений, приближенные к своим специфиче­ским условиям. Они заранее прогнозируют (моделируют) как ве­роятные стихийные бедствия, так и возможные аварии и катастро­фы. Только после этого может быть составлен текст, более или менее отвечающий реальным условиям, как, например:

При аварии на химически опасном объекте:

«Внимание! Говорит орган управления ГОЧС города Шахты. Граждане! На химическом комбинате в г. Каменск-Шахтинский произошла авария с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Облако зараженного воздуха распространяется в направлении г. Шахты. Населе­нию, проживающему на улицах Привокзальная и Жуковского, из помещений не выходить. Закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах, нижних этажах не укрываться, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза, стелется по земле и заходит во все низинные места, в том числе и подвалы. Населению, прожи­вающему на улицах Кооперативная и Ленина, немедленно покинуть жилые дома, учреждения, предприятия и выходить в направлении х. Мирный. Прежде чем выходить, наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2% раствором питьевой соды. Сообщите об этом соседям. В дальнейшем дей­ствуйте в соответствии с нашими указаниями».

При угрозе наводнения:

«Внимание! Говорит служба оповещения ГОЧС города Шахты. Граждане! В связи с ливневыми дождями и резким повышением уровня воды в реке Аюта ожидается затопление домов по улице Фруктовая. Населению, проживающему там, перенести не­обходимые вещи, одежду, обувь, продукты питания на чердаки, верхние этажи. В случае угрозы затопления первых этажей будет передано дополнительное сообщение. Быть в готовности покинуть дома и выходить в направлении х. Мирный. Перед уходом отключить электричество, газ, воду, погасить огонь в печах. Не за­будьте взять с собой документы и деньги. Оповестите об этом соседей. Окажите помощь детям, престарелым и больным. Соблю­дайте спокойствие.

Если вода застанет вас в поле, лесу, надо выходить на возвы­шенные места, если нет такой возможности, заберитесь на дерево, используйте все предметы, способные удержать человека на воде — бревна, доски, обломки заборов, деревянные двери, бочки, автомо­бильные шины.

Следите за нашими сообщениями».

Могут быть и другие варианты речевой информации на случай землетрясений, снежных заносов, ураганов и тайфунов, селей и оползней, лесных пожаров и схода снежных лавин. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не более 5 мин. Допускается двух, трехкратное повторение передачи речевого сообщения.

Отсутствие информации или ее недостаток способствуют воз­никновению слухов, кривотолков, появляются рассказы «очевид­цев». Все это — среда для возникновения панических настроений. А паника может принести значительно больше негативных по­следствий, чем само стихийное бедствие или авария.

Очень важно, чтобы информация, доведенная до населения, была правильно понята, и из нее были сделаны разумные выводы.

Действующая система опо­вещения имеет существенные преимущества и ряд достоинств. Во-первых, звучание сирен дает возможность сразу привлечь внима­ние всего населения города, района, области. Во-вторых, ее можно применять как в мирное время — при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное. Каждый может получить точную информа­цию о происшедшем событии, о сложившейся чрезвычайной си­туации, услышать напоминание о правилах поведения в конкрет­ных условиях.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на АЭС, химически опасных предприятиях, гидроузлах и других объектах, где особенно велика опасность аварий и катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения.

С их помощью можно своевременно оповещать не только рабочих и служащих этих объектов, но и руководителей предприятий, уч­реждений, организаций, учебных заведений, находящихся вблизи них, а также все население, попадающее в зоны возможного зара­жения, разрушения, катастрофического затопления. Границы та­ких зон определяются заранее. Все предприятия, учреждения и на­селенные пункты объединяются в самостоятельную систему опо­вещения.

Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, но в то же время являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизованного оповещения. Для предупреждения населения могут применяться и под­вижные звукоусилительные станции. Локальная система должна включаться очень быстро, с тем чтобы информация об угрозе заражения или затопления дошла до граждан заранее, еще до подхода зараженного воздуха или волны прорыва, и чтобы оставалось время для выполнения мер защиты.

Ответственность за организацию связи и оповещения несут руководители органов исполнительной власти субъектов РФ (ру­ководители органов местного самоуправления), а непосредствен­ное обеспечение и поддержание средств связи в исправном со­стоянии осуществляют начальники служб связи и оповещения об­ластей, городов, районов и объектов народного хозяйства, то есть начальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры связи, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выпол­нения этих задач в их распоряжении находятся специализирован­ные формирования (команды, группы, бригады, звенья).

studfiles.net

3.6. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

Оповещение — это предупреждение о возможном на­падении противника или чрезвычайной ситуации.

В результате чрезмерной концентрации промышленности и отдельных регионах, усложнения технологических процес­сов, использования значительного числа опасных веществ различного происхождения, износа оборудования и прочих факторов наблюдается рост количества аварий и катастроф, и влекущих за собой большое число человеческих жертв, воз­растает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций. Все это вынуждает повысить оперативность и надежность управ­ления процессами предупреждения и ликвидации послед­ствий ЧС.

Для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры гражданской обороны и МЧС должны быть обеспечены самы­ми современными средствами связи. Это позволяет заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, ор­ганизации, учреждения и учебные заведения о возникнове­нии чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реа­гировать на них. Нельзя забывать, что главная задача в лю­бой чрезвычайной ситуации — в максимальной степени со­кратить потери в людях и материальных ценностях.

Оповестить население — значит предупредить его о надви­гающемся наводнении, землетрясении или о другом стихий­ном бедствии. В условиях военного времени населению сообщается о возможных поражающих факторах при применении оружия массового уничтожения.

Для оповещения используются все средства проводной, радио- и телевизионной связи. Время здесь — главный фак­тор. В экстремальных ситуациях терять его никак нельзя. Часто именно время решает судьбу людей.

В России широко распространена радиотрансляционная сеть. Подавляющее большинство предприятий, объектов сель­ского хозяйства, учебных заведений имеют свои радиоузлы. Это дополняется не менее мощной системой федеральных, республиканских, краевых и областных телевизионных цен­тров и ретрансляторов. К этой же системе относится развитая сеть электрических сирен, расположенных на крышах зданий в городах и в цехах на производстве. Совокупность средств связи создает благоприятные условия для оповещения насе­ления о возникновении чрезвычайных ситуаций и дает воз­можность быстро проинформировать людей о случившемся, объяснить правила поведения в конкретно сложившихся условиях экстремального характера.

По фильмам военных лет вам известно, что завывания си­рен и прерывистые гудки предприятий означали воздушную тревогу. В наши дни это сигнал «Внимание всем!». Услышав вой сирен, надо немедленно включить телевизор или радио­приемник и по местным каналам слушать сообщение органов власти или штаба по делам гражданской обороны и чрезвы­чайным ситуациям.

На весь период ликвидации последствий стихийных бед­ствий (аварий) радиоприемники (лучше всего на батарейках, так как электрические (кабельные) сети могут быть повреж­дены) необходимо держать постоянно включенными. Мест­ные радиотрансляционные узлы переводятся на круглосуточ­ную работу.

На каждый случай чрезвычайных ситуаций местные ор­ганы власти совместно со штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее заготавливают варианты текстовых сообщений, учитывающие специфиче­ские условия бедствия. (Напомним вам, что вероятные сти­хийные бедствия, аварии и катастрофы прогнозируются.)

К примеру, произошла авария на промышленном объекте. Воз­можен такой вариант текста: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (области). Граждане! Произошла авария на хлопчатобумажном комбинате с выбросом хлора — сильнодействующего ядовитого вещества. Обла­ко зараженного воздуха распространяется в юго-западном направ­лении. В зону химического заражения попадают … улицы. Населе­нию, проживающему на этих улицах, из помещений не выходить. Следует закрыть окна и двери, произвести герметизацию квартир. В подвалах и нижних этажах укрываться категорически запреща­ется, так как хлор тяжелее воздуха в 2,5 раза и заходит во все ни­зинные места. Населению, проживающему на улицах … следует не­медленно покинуть жилые дома, предприятия и учреждения и вы­водить в районы …. Прежде чем выйти на улицу, наденьте ватно- марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-ным раствором питьевой соды. Сообщите об этой информации соседям. В дальнейшем действуйте в соответствии с нашими указаниями». Тикая информация с учетом того, что она будет повторена несколь­ко раз, рассчитана примерно на пять минут.

Отсутствие информации или ее недостаток способствует возникновению слухов, а слухи — это среда для возникновения панических настроений. Доказано, что паника может принести значительно больше негативных последствий, чем само стихийное бедствие или авария. Очень важно, чтобы ин­формация, данная населению, была правильно понята и из нее сделаны разумные выводы.

При возникновении воздушной, химической или радиаци­онной опасности сначала звучат сирены (сигнал «Внимание всем!»), а затем следует информация.

Например: «Внимание! Говорит штаб по делам гражданской обо­роны и чрезвычайным ситуациям. Граждане! Воздушная тревога!» Далее очень коротко диктор напоминает, что надо сделать дома, что мзять с собой, где укрыться.

Принятая и действующая ныне система оповещения име­ет существенные преимущества. Во-первых, вой сирен дает возможность привлечь внимание всего населения города или района. Во-вторых, благодаря средствам связи (теле- и ради­отрансляционная сеть) каждый может получить точную ин­формацию о происшедшем событии, услышать напоминание о правилах поведения в конкретных условиях. И наконец, в-третьих, современную систему оповещения можно приме­нять как в мирное время — при стихийных бедствиях и ава­риях, так и в военное время.

Чтобы оперативно оповещать население об авариях на атомных электростанциях, химических предприятиях, ги­дроузлах и других объектах, где особенно велика опасность катастроф, в настоящее время создаются так называемые локальные системы оповещения. С их помощью можно свое­временно оповещать не только рабочих и служащих этих объ­ектов, но и руководителей предприятий, учреждений, орга­низаций, учебных заведений, находящихся вблизи, а также население, попадающее в зоны возможного заражения, раз­рушения, катастрофического затопления. Границы таких зон, естественно, определяются заранее. В самостоятельную си­стему оповещения объединяются все предприятия, учрежде­ния и населенные пункты. Вместе с тем локальные системы, хотя и самостоятельны, являются частью территориальной (республиканской, краевой, областной) системы централизо­ванного оповещения.

Главное преимущество локальных систем — их оператив­ность, которая так необходима в условиях аварий и катастроф. В критической ситуации дежурный диспетчер сам принимает решение и немедленно подает сигнал. Первоначально он вклю­чает сирены промышленного объекта и близлежащего жилого массива, звук которых означает «Внимание всем!». Затем сле­дует речевая информация, поясняющая порядок действий на­селения в создавшейся обстановке. Локальная система должна включаться очень быстро, чтобы информация об угрозе дошла до граждан раньше, чем, скажем, дойдет зараженный воздух, и чтобы осталось время для выполнения мер защиты.

Кроме технической стороны дела здесь есть и другая — че­ловеческая. От компетентности и ответственности дежурного персонала потенциально опасных объектов зависит очень мно­гое. Быстро, почти мгновенно оценить обстановку и немед­ленно включить систему оповещения — вот главное требова­ние к тем, кто несет дежурство на диспетчерском пункте.

Ответственность за организацию оповещения несут началь­ники штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех рангов, а непосредственное обеспечение и поддержание связи в исправном состоянии осуществляют на­чальники областных, городских и районных узлов связи. Они отвечают за техническое состояние аппаратуры, кабельных и воздушных линий, организуют аварийно-восстановительные и ремонтные работы на сооружениях и коммуникациях. Для выполнения этих задач в их распоряжении находятся спе­циализированные формирования.

Вопросы для самоконтроля

1. Что означает термин «оповещение»?

2. Для каких целей организуется оповещение населения?

3. Какие технические средства используются для оповещения на­селения?

4. Каков порядок оповещения населения о чрезвычайных ситуа­циях?

5. Что необходимо сделать, услышав завывание сирен и прерыви­стые гудки предприятий?

6. Что должна содержать речевая информация о чрезвычайных ситуациях?

7. Где создаются локальные системы оповещения и в чем их пре­имущества?

8.На кого возложена ответственность за организацию оповеще­ния и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени?

studfiles.net

5.4. Оповещение населения в чс мирного и военного времени

Оповещение населения о надвигающейся опасности производится на основании прогнозирования и оценки возможных последствий ЧС. Ответственность за организацию оповещения возложена на органы власти (управления, отделы ГСЧС), штабы ГО.

Оповещение организуется во всех звеньях управления с целью своевременного приведения в готовность ГО, предупреждения органов управления и населения. Для этого заблаговременно создается система оповещения. Она представляет собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств, предназначенных для передачи сигналов и экстремальной информации населению и подразделениям ГО и ГСЧС.

Оповещение населения о ЧС в Республике Беларусь производится с помощью автоматизированной системы централизованного оповещения (рис. 6). Она позволяет включать сирены, производственные гудки, другие сигнальные устройства, передавать речевую информацию с использованием государственного радио и телевидения, а также циркулярно оповещать должностных лиц по служебным и квартирным телефонам. Для надежности информация дублируется по радио и проводным средствам связи. Кроме того, для передачи информации могут применяться уличные громкоговорители. На потенциально опасных объектах имеются и свои локальные системы оповещения. Опыт показывает, что в дневное время население может быть оповещено за 5 минут, в ночное – за 10–15 минут.

Важнейшим требованием, предъявляемым к системе оповещения, является обеспечение передачи и приема сигналов и распоряжений за минимально короткое время. Для предупреждения об опасности и для принятия мер защиты установлены сигналы оповещения, являющиеся командой для осуществления определенных мероприятий штабами ГО, войсковыми частями и невоенизированными формированиями, населением. В системе оповещения могут передаваться сигналы мирного и военного времени.

Для мирного времени установлен один сигнал оповещения о ЧС с условным наименованием «Внимание всем!».

Сигнал «Внимание всем!» передается населению путем включения на 3 минуты сирен, других сигнальных устройств. Для населения это означает, что произошла ЧС. Услышав сигнал, каждый гражданин должен включить радиоточку, радиоприемник, телевизор на местную станцию и выслушать информацию (многократно повторяющуюся) о ЧС и рекомендации по защите. Если ЧС происходит на потенциально опасном объекте, то население, проживающее вблизи объекта, оповещается немедленно с помощью локальной системы оповещения, имеющейся на объекте. Оповещение может быть с помощью громкоговорителей, сирен, ревунов в жилых домах.

С объявлением военного положениядействие сигнала «Внимание всем!» прекращается и вместо него вводятся сигналы: «Воздушная тревога!», «Отбой воздушной тревоги!», «Химическая тревога!», «Радиационная опасность!».

По сигналу «Воздушная тревога!»включаются сирены, другие сигнальные устройства на 3 минуты. Одновременно по радио, телевидению голосом многократно повторяется: «Граждане! Воздушная тревога!». По этому сигналу население укрывается в защитные сооружения.

Сигнал «Отбой воздушной тревоги!»передается только по радио, телевидению и служебным телефонам для должностных лиц. По этому сигналу люди покидают защитные сооружения.

Сигнал «Химическая тревога!» передается включением сирены на 3 минуты (прерывистый звук), производственных гудков, других сигнальных устройств. По этому сигналу люди или укрываются в защитные сооружения, или остаются дома, но герметизируют помещения (по радио могут быть объявлены дополнительные рекомендации по защите штабом ГО).

Сигнал «Радиационная опасность!» передается по радио, телевидению, по квартирным и служебным телефонам. В этом случае, как правило, передаются и рекомендации штаба ГО по радиационной защите.

Порядок оповещения населения и доведения до него информации об экстремальной ситуации в мирное и в военное время аналогичен и зависит от конкретной сложившейся или ожидаемой обстановки, в первую очередь от степени ее опасности.

studfiles.net

Оповещение населения при чс и в военное время. Содержание речевой информации.

Основным способом оповещения населения о возникновении опасности и порядке действий является передача сообщений средствами радио, телевидения и через громко-говорящие установки (ГГУ) служб постоянной готовности.  При аварии на химическом объекте содержание информации может быть следующим:  «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны города. Граждане! Произошла авария на комбинате с выбросом сильнодействующего ядовитого вещества – аммиака (хлора). Облако зараженного воздуха распространяется в направлении поселка Заречный. Населению улиц Новая, Зеленая, Садовая находиться в зданиях. Провести герметизацию своих жилищ. Населению улиц Заводская, Кузнечная немедленно покинуть жилые дома, учреждения, учебные заведения и выйти в район д.Званка. В дальнейшем действовать в соответствии с нашими указаниями».  При аварии на АЭС:  «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! Произошла авария на атомной электростанции. На территории района ожидается выпадению радиоактивных веществ. Населению находиться в жилых домах. Провести герметизацию помещений и подготовиться к эвакуации. В дальнейшем действовать в соответствии с указаниями штаба ГО». При наводнении:  «Внимание! Говорит штаб гражданской обороны района. Граждане! В связи с внезапным повышением уровня воды в реке Серебрянка ожидается подтопление домов в районе улиц Некрасова, Речная, Железнодорожная и поселка Северный. Населению этих· улиц и поселка собрать необходимые вещи, продукты питания на 3 дня, воду, отключить газ и электроэнергию и выйти в район школы № 1 для регистрации на сборном эвакопункте и отправки в безопасные районы».  Примерно такие же сообщения будут переданы в случае угрозы других аварий, катастроф и стихийных бедствий.  При возникновении угрозы нападения противника местными органами власти и штабами ГО с помощью средств массовой информации передаются населению постановления или распоряжения о порядке действий. С этого времени радиоточки, телевизоры должны быть постоянно включены для приема новых сообщений. В кратчайшие сроки население должно принять необходимые меры защиты и включиться в выполнение мероприятий, проводимых ГО.  Очень важно сразу уточнить место ближайшего убежища (укрытий) и пути подхода к нему. Если поблизости нет защитных сооружений, нужно немедленно приступить к строительству простейшего укрытия либо приспособлению заглубленных помещений (даже 1-го этажа каменного здания) под ПРУ. В этой работе активное участие должны также принять учащиеся старшеклассники.  Необходимо привести в. готовность средства индивидуальной защиты, приспособить подручные средства, достать домашнюю аптечку.  В жилых помещениях следует провести герметизацию окон, дверей, противопожарные мероприятия; принять меры к предохранению продуктов питания, воды от возможного заражения (загрязнения). Необходимо подготовить все самое необходимое на случай эвакуации.  В военное время при непосредственной опасности ударов противника с воздуха подается сигнал «Воздушная тревога!» Ему предшествует сигнал «Внимание всем!», а затем средствами радио и телевидения будет передано:  «Внимание! Внимание! Говорит· штаб гражданской обороны. Граждане! Воздушная тревога! Воздушная тревога! Отключите свет, газ, воду, погасите огонь в печах. Возьмите средства индивидуальной зашиты, документы, запас продуктов и воды. Предупредите соседей и при необходимости помогите больным и престарелым выйти на улицу. Как можно быстрее дойдите до защитного сооружения или укройтесь на местности. Соблюдайте спокойствие и порядок. Будьте внимательны к сообщениям гражданской обороны»!  После сигнала «Внимание всем!» может последовать и другая информация, например — о надвигающейся угрозе радиоактивного или бактериологического заражения. И в этих случаях будет передано краткое сообщение о порядке действий и правилах поведения. 

5————

В случае пожара необходимо срочно покинуть здание, используя основные и запасные (пожарные) выходы или лестницы (пользоваться лифтами опасно), и как можно быстрее позвонить в по­жарную охрану, сообщить Ф.И.О., адрес и что горит.

В начальной стадии развития пожара можно попытаться поту­шить его, используя все имеющиеся средства пожаротушения (огне­тушители, внутренние пожарные краны, покрывала, песок, воду и др.). Необходимо помнить, что огонь на элементах электроснабже­ния нельзя тушить водой. Предварительно надо отключить напряже­ние или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой. Если все старания оказались напрасными, и огонь получил распростране­ние, нужно срочно покинуть здание (эвакуироваться). При задымле­нии лестничных клеток следует плотно закрыть двери, выходящие на них, а при образовании опасной концентрации дыма и повыше­нии температуры в помещении (комнате), переместиться на балкон, захватив с собой намоченное одеяло (ковер, другую плотную ткань), чтобы укрыться от огня в случае его проникновения через дверной и оконный проемы; дверь за собой плотно прикрыть. Эвакуацию нуж­но продолжать по пожарной лестнице или через другую квартиру, если там нет огня, использовав крепко связанные простыни, шторы, веревки или пожарный рукав. Спускаться надо по одному, подстра­ховывая друг друга. Подобное самоспасение связано с риском для жизни и допустимо лишь тогда, когда нет иного выхода. Нельзя пры­гать из окон (с балконов) верхних этажей зданий, так как статистика свидетельствует, что это заканчивается смертью или серьезными уве­чьями.

При спасении пострадавших из горящего здания прежде чем войти туда, накройтесь с головой мокрым покрывалом (пальто, плащом, кус­ком плотной ткани). Дверь в задымленное помещение открывайте осто­рожно, чтобы избежать вспышки пламени от быстрого притока свежего воздуха. В сильно задымленном помещении продвигайтесь ползком или пригнувшись, дышите через увлажненную ткань. Если на пострадав­шем зaгoрелась одежда, набросьте на него какое-нибудь покрывало (паль­то, плащ) и плотно прижмите, чтобы прекратить приток воздуха. При спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности от возможного обвала, обрушения и других опасностей. После выноса пострадавшего окажите ему первую медицинскую помощь и отправьте в ближайший медицинский пункт.

6—

studfiles.net

Оповещение населения при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

ОПОВЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Е.А. Камельская, курсант, А.В. Корчагин, преподаватель Воронежский институт МВД России

Защита населения — главная задача гражданской обороны, поэтому и подготовка населения к ЧС является структурной частью при решении этой задачи. Обучение основам гражданской обороны является обязательным для всех граждан России. Ведь каждый человек должен уметь защитить себя, членов своей семьи и просто нуждающихся в помощи людей от последствий нападения противника, а также в различных чрезвычайных ситуациях. Для этого ему необходимо еще в мирное время изучить и практически овладеть основными способами и средствами защиты от оружия массового поражения и обычных средств [5].

Одно из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера — его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности. Оповестить население означает своевременно предупредить его о надвигающейся опасности и создавшейся обстановке, а также проинформировать о порядке поведения в этих условиях. Заранее установленные сигналы, распоряжения и информация относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях доводятся в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня [4]. В Российской системе предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) порядок оповещения населения предусматривает сначала при любом характере опасности включение электрических сирен, прерывистый (завывающий) звук которых означает единый сигнал опасности — «Внимание всем!». Услышав его, люди должны немедленно включить имеющиеся у них средства приема речевой информации — радиоточки, радиоприемники и телевизоры, чтобы прослушать информационные сообщения, а также рекомендации по поведению в сложившихся условиях. Речевая информация должна быть краткой, понятной и достаточно содержательной, позволяющей понять, что случилось и что следует делать.

Для решения задач оповещения на всех уровнях РСЧС создаются специальные системы централизованного оповещения (СЦО). В РСЧС системы оповещения имеют несколько уровней — федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый [3]. Основными уровнями, связанными непосредственно с оповещением населения, являются территориальный, местный и объектовый. Система оповещения любого уровня РСЧС представляет собой организационно-техническое объединение оперативно-дежурных служб органов управления ГОЧС данного уровня, специальной аппаратуры и средств оповещения, а также каналов (линий) связи, обеспечивающих передачу команд управления и речевой информации в чрезвычайных ситуациях. Речевая информация передается населению с перерывом программ вещания длительностью не

более 5 минут. Менее чем за 30 минут можно обеспечить оповещение 90,8% населения Российской Федерации, менее чем за 5 минут — 78,5%. До 2010 г. на территории Российской Федерации предусмотрена поэтапная реконструкция систем оповещения, что позволит повысить уровень защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

Основным средством доведения до населения условного сигнала об опасности на территории Российской Федерации являются электрические сирены. Они устанавливаются по территории городов и населенных пунктов с таким расчетом, чтобы обеспечить, по возможности, их сплошное звукопокрытие. Сирены наружной установки обеспечивают радиус эффективного звукопокры-тия в городе порядка 300-400 м. При однократном включении аппаратуры управления электросирена отрабатывает 11 циклов (165 с), после чего автоматически отключается питание электродвигателя. Как правило, сети электросирен, созданные на определенной территории, управляются централизованно из одного пункта оповещения [1].

Другим эффективным элементом систем оповещения населения служат сети уличных громкоговорителей. Один громкоговоритель в условиях города при установке на уровне второго этажа (наиболее типичный вариант установки) обеспечивает надежное доведение информации в пределах порядка 40-50 м вдоль улицы. Таким образом, чтобы озвучить только одну улицу, необходимо установить значительное количество громкоговорителей. Поэтому постоянно действующие сети уличных громкоговорителей развернуты, как правило, лишь в центре городов и на главных улицах. В отличие от электросирен, передающих лишь условный сигнал опасности, с помощью уличных громкоговорителей можно транслировать звук электросирен и осуществлять затем передачу речевых информационных сообщений. Тем не менее, учитывается, что эффективная площадь озвучивания одного громкоговорителя в 1000 раз меньше площади озвучивания от одной сирены.

В заключение следует отметить, что для оперативного оповещения населения о чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени структуры ГО и ЧС должны быть обеспечены самыми современными средствами связи. Это позволит заранее предупреждать население, органы власти, предприятия, организации, учреждения и учебные заведения о возникновении чрезвычайных ситуаций и, следовательно, адекватно реагировать на складывающиеся условия. В конечном итоге это позволит максимально сократить потери людей и материальных ценностей.

Список использованной литературы:

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21.12.94 г. № 68 — ФЗ.

2. О гражданской обороне: федер. закон от 12.02.98 г. № 28 — ФЗ.

3. О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: положение утверждено постановлением Правительства РФ от 4.09.2003г. №547.

4. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: положение утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. №794.

5. Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них: учеб. пособие / В.М. Губанов, Л.А. Михайлов. М.: Дрофа, 2007. 285 с.

cyberleninka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *